О рассмотрении обращений граждан

О рассмотрении обращений граждан

В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 59-ФЗ) развивает положения Конституции РФ и возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, на должностных лиц обязанность по принятию и рассмотрению обращений.
Законом определено, что обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 7 Закона РФ № 59-ФЗ гражданин в своём письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы или материалы или их копии.
Если гражданин желает получить ответ электронной почтой, он указывает на это в своём обращении, одновременно указывает также и электронный адрес.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трёх дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлён не более чем на 30 дней, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не даётся.
Кроме того, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесённые в связи с рассмотрением этого обращения, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Лица, виновные в нарушении Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьёй, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьёй.
Работники прокуратуры Баргузинского района, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, систематически проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.

Т.А. Савельева, помощник прокурора Баргузинского района, юрист 3 класса.