Дорога к храму (страницы истории Баргузинского района)

Дорога к храму (страницы истории Баргузинского района)

Горе людей ведет в церковь,- считает жительница Баргузина Валентина Гавриловна Михайлова. По ее мнению, к Богу идут в первую очередь те, кому в наши дни живется плохо.

Так это или не так на самом деле – стоит ли спорить? Важно другое: народ наш вспомнил о Боге, о душе, о совести. Приметы возвращения веры заметны повсюду. Вот и в Баргузине в самом конце лета распахнули для христиан свои двери Спасопреображенский храм, более шестидесяти лет назад поруганный и разоренный большевиками.

Необыкновенной красоты церковь причислена к памятникам истории и архитектуры российского значения. Белокаменная красавица высится на крутом берегу Баргузина. Впрочем, от прежнего величия и красоты давным-давно и следа не осталось. Нет куполов и колокольни. К некогда белоснежным стенам, толщина которых достигает полутора метров, прилепились котельная и гараж, выстроенные из грязно-серого бетона.

В последние годы Спасо-Преображенский храм в Баргузине служил помещением, в котором размещались столярные мастерские местных бытовиков. Затем грянула приватизация, и столярка стала частной собственностью. Разумеется, вместе с храмом.

Несколько лет длилась тяжба между верующими и «приватизаторами». Последним этапом этой изнурительной борьбы, в орбиту которой были втянуты самые высокие инстанции, стало выселение мастерских из церкви. Столяры-собственники заявили, что для перевозки станков и механизмов необходимы 48 миллионов рублей. Немного времени спустя назвали другую сумму – 28 миллионов, затем – 12. Готовность оплатить 20 миллионов рублей тут же изъявил один из местных предпринимателей.

Но в итоге никаких денег не понадобилось: несколько молодых ребят на обычном грузовике вывезли станки за каких то два-три часа.

– Господь да добрые люди помогли, – говорит Валентина Гавриловна. – Большое спасибо за содействие бывшему главе районной администрации В.Белошапкину. Если бы не его поддержка, то пришлось бы совсем туго.

Развороченные печи, полное отсутствие полов, закопченные стены, дыры в потолке, разрушенное крыльцо, горы мусора – такой Спасо-Преображенская церковь вернулась к верующим. Порой казалось, что восстановить поруганное и разоренное – дело совершенно непосильное простым смертным. Некоторые горячие головы даже высказывали мысль построить новый деревянный храм в другом месте, а от этого отступиться. По нынешним меркам, возрождение Спасо-Преображенской церкви в ее прежнем благолепном виде обойдется в несколько миллиардов рублей. Откуда же взяться таким деньгам в далекой сельской глубинке, где учителям и медикам месяцами не платят зарплату, где годами стоят и растаскиваются небольшие промышленные предприятия, и в прежние то времена «развитого социализма» не приносившие прибыли?

И все таки храм возрождается из небытия. Этому способствуют самые обыкновенные, ни властью ни богатством не наделенные люди. Портниха Т.Андреева шьет церковное убранство. Сантехник С.Кальсин побелил потолки и стены. Отец Геннадий Юрьев, проводящий ныне службы сразу в двух приходах – Баргузине и Читкане, – вместе с сыновьями построил алтарь. Заместитель начальника баргузинской милиции В.Таракановский выделил для проведения восстановительных работ бригаду строителей. Начальник РЭС М.Вдовенко помог провести электропроводку и освещение, отменный сварщик и кузнец А.Глаголев взялся установить электрокотел. Не остались в стороне местные предприниматели Хабибовы, глава крестьянского хозяйства Т.Стельмашенко. Семья Плеховых, пенсионер Н.Логвиненко подарили иконы, одна из которых прежде принадлежала Спасо-Преображенскому храму. Местные жители, перечислить которых, к сожалению, нет возможности, помогали, чем могли: мыли, чистили, красили, выносили мусор.

17, 18, 19 августа состоялись первые службы. Людей в храм пришло много. На восстановление были пожертвованы 700 тысяч рублей. Конечно, о том, что храм возрожден полностью и окончательно, говорить пока рано. Бедное убранство, мало икон, нет привычных для представления верующих блистательных атрибутов православия. Но в этом ли дело?

Признаюсь честно, мне бы очень хотелось, чтобы в списке тех, кто помогал и помогает возрождению храма, были руководители районной и поселковой администрации. Но назвать никого из них не могу, поскольку местные начальники и по сей день объезжают церковь стороной. Даже на первые службы никто не пришел, хотя многие из районных руководителей получили персональные приглашения. Наверное, было недосуг с народом пообщаться. А жаль. Ведь для того, чтобы понять суть происходящего, оценить важность события, на надо обладать особым политическим чутьем, гениальной прозорливостью. Народ наглядным примером показал, как много он способен свершить в единении своем, ведомый высокими и светлыми идеалами.

Так к баргузинцам возвращается вера. Возвращается не вдруг. Возвращается трудно. Главная победа уже одержана: Спасо-Преображенский храм распахнул свои двери. Но до полного восстановления красавицы-церкви еще очень далеко. Сделать предстоит немало. И в этой непростой работе пришлась бы кстати любая бескорыстная помощь. Думается, ее могли бы оказать все, кому дорога вера отцов и дедов. Баргузинцы очень надеются, например, на помощь своих земляков-предпринимателей, проживающих в столице Бурятии. Многих из них на малой родине хорошо помнят и уважают. Люди говорили мне:

-Вы обязательно напишите, что Спасо-Преображенский храм в свое время был возведен на купеческие деньги. Почему бы нынешним коммерсантам не помочь в возрождении его из руин?

И в самом деле, почему бы и нет? Тем более, что и положительные примеры уже имеются. Недавно баргузинский предприниматель Т.Саркисашвили изъявил желание на свои средства заказать в Иркутске колокола…

Андрей Капустин,

Корр. «Правды Бурятии».