Цифровые технологии в школах

Цифровые технологии в школах

Мир стремительно меняется, и школа не может остаться в стороне от этих перемен. Одно из главных направлений развития современной школы – цифровизация образовательного процесса. Какие перспективы в связи с этим открываются перед нами? Практика обучения с применением элементов цифровых образовательных технологий в очном процессе обучения уже довольно давно складывалась в школах. Учителя успешно их применяли, и это позволяло сделать передачу знаний более интересной и более эффективной. В последней четверти 2019-2020 учебного года все наши школы вынуждены были перейти на дистанционное обучение. Ситуация подтвердила, что многие учителя и ученики уже знакомы с технологиями, используют их в работе и в принципе в сложнейшей ситуации, когда все были вынуждены работать и учиться дома, технологические решения, пусть даже далекие от совершенства, позволили продолжить обучение в условиях пандемии и закончить учебный год.

Основная задача цифровой образовательной среды (ЦОС) — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения. В рамках ЦОС будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб», сегодня в районе такой Центр создан на базе МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.». В рамках проекта школа оснащена современным компьютерным оборудованием, таким как: интерактивные панели, мобильные компьютерные классы, произведен ремонт кабинетов согласно brand book, закуплена удобная современная модульная мебель. У учеников появится возможность обучаться по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.

Две школы района МБОУ «Баргузинская СОШ» и МБОУ «Баянгольская СОШ» в 2020 году получили цифровое оборудование в рамках создания Центров «Точка роста». Предметы «Технология», «Информатика», «ОБЖ» более тысячи учеников будут изучать с использованием нового оборудования. После уроков дети будут посещать внеурочные занятия цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, будут учиться играть в шахматы. За период летних каникул педагоги четырёх школ прошли обучение по внедрению и реализации данных проектов в школе и работе на цифровых платформах.

Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ. Ежегодно в районе количество центров «Точка роста» будет увеличиваться. Вместе с тем не стоит рассматривать формирующийся подход к использованию цифровых образовательных технологий как стремление заменить очную школу заочной. ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа. Безусловно, есть сложности, связанные с недостаточной оснащённостью учащихся необходимым оборудованием для самостоятельной работы дома. Но и этот вопрос частично решается. Для учащихся, не имеющим необходимого оборудования дома, Благотворительный фонд «Вклад в будущее» Сбербанка «Цифровая платформа персонализированного образования в школе» предусмотрел обеспечение учащихся индивидуальными комплектами цифрового оборудования.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

  • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
  • доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
  • возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
  • возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
  • возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
  • получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
  • автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчётами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

Е.Д. Айвазова,

зам.директора Усть-Баргузинской СОШ им. К.М. Шелковникова