ЗАБЫТАЯ ДОРОГА

ЗАБЫТАЯ ДОРОГА

Уникальное расположение, климат и природные особенности Баргузинской долины уже давно стали приманкой для туристов со всей России и зарубежья. На страницах своих блогов, в живых журналах, социальных сетях «Фейсбук» и» Вконтакте», путешественники описывают все свои богатые впечатления. Они фиксируют необычную фауну, давно привычную для местного жителя, животных, сакральные места, которыми буквально изобилует долина, пейзажи и ландшафты. 
Довольно часто на снимках и описаниях, помимо знакомых всем изображений лика Янжимы, дацана, и скальных останцев близ Суво, появляются совсем обычные, казалось бы, набившие оскомину своей пресностью объекты Баргузинского района. 
Ярким примером этому служит ГСД, грузо-сборочная дорога, пролегающая по южной стороне реки Баргузин. Если быть точнее, туристов привлекают ее живописные остатки. 
«Реликт прошлого», «последний привет из страны Советов» победившая природа» – под такими названиями фигурирует в отчетах путешественников опустевшая магистраль, бывшая когда то главной транспортной артерией двух районов. Среди многих отзывов и комментариев, немало и таких, кто не прочь прыгнуть за руль мощного автомобиля, чтобы исследовать забытую дорогу вдоль и поперек. 
Мало кто даже из живущих в Баргузинском районе знает, что атмосфера и природа в глубине долины разительно отличается от той, что мы привыкли видеть каждый день. Во первых, поражают масштабы самой котловины. Протяженность Баргузинской долины составляет 230 километров, конечные населенные пункты — это поселок Усть-Баргузин, расположенный в 270 километрах от Улан-Удэ, и местный курорт Умхэй (территория Курумканского района), расположенный в 500 километрах от Улан-Удэ. 
Эта грузо-соединяющая дорога (ГСД) бьла проложена в 60-х гг. XX в. в связи со строительством лесозаготовительного участка в поселке Майский, которая связывала его с Усть-Баргузином. Дорога была полностью асфальтированная, по ней курсировали большегрузные лесовозы вплоть до 90-х гг. Местные жители считают, что заготовка леса за этот период нанесла значительный урон р. Баргузин. 
В настоящее время дорога в аварийном состоянии, мосты через реки разрушены. Движение по трассе не очень оживленное, поэтому случись что, помощи ждать неоткуда. Сейчас эта дорога используется в период становления ледового покрова (ноябрь-декабрь) и таяния льда (с середины марта до середины мая) на р. Баргузин. 
Так же, как и на протяжении всего Баргузинского тракта, здесь встречаются места поклонения духам местности, обоо и прочие сакральные места. Но, в отличие от цивилизованных, привычных глазу аккуратных бурханов, которые встречаются по дороге, местные места поклонения выглядят более дико и загадочно. И это неудивительно. Представьте себе остатки асфальтированного покрытия, давно покосившиеся километровые столбы, густые заросли облепихи и плантации полыни и вездесущие шарики перекати-поля, давным-давно отвоевавшего себе километры заброшенной трассы. 
Всего культовых мест по северной ветке долины насчитывается около 20. Сюда входит древняя стоянка баргутов вблизи села Шапеньково, Сувинские останцы, Бухэ-шулуун, Хээр-Шошого и Уудэн –шулуун, «каменные ворота» в местности Шенэгальжин. Рядом с «Каменными воротами», в пяти километрах на северо-восток от Хээр-шошого, возвышается зеленая сопка «Баян Толгой» – (богатая вершина или богатая голова). На этой горе раньше находился мунхан – маленькая избушка-молельня. В мунхане были полки, на которых находились бурханы, лампады, хурдэ. 


На горе Баян толгой был сооружен субурган, освященный Еше Лодой Ринпоче. 
Неподалеку от озера Хасхал были обнаружены останки орудий железного века. Это были ножи, наконечники стрел, стремена и многие другие предметы. Спустя несколько лет в районе самого озера были найдены человеческие останки – тазовые кости человека пробитые стрелой, предметы вооружения, человеческие черепа и конская сбруя. Для ученых это было настоящее открытие. Испокон веков в этом районе бытует легенда о казаках защищающих Баргузинские земли. Некоторые из местных поселенцев рассказывают, что в ночное время на озере Хасхал можно услышать топот копыт, звуки сражения, человеческие стоны и атакующие кличи Но, несмотря на многочисленные легенды, существует и ряд исторических фактов, свидетельствующих о том, что в прошлых веках здесь шли ожесточенные сражения эвенков и баргутов. В ходе одного такого сражения был полностью уничтожен казацкий отряд. Ежегодно озеро Хасхал привлекает большинство шаманов и эзотериков, которые верят в магическую силу этого места. А для обычных туристов озеро – привлекательное место отдыха, которое пропитано свежим воздухом, живописными пейзажами и таинственными историями. 
Дальше на севере располагаются местность Шиизга, где находятся шаманские захоронения, Усть-Гарга и еще пара древних «обоо», располагающихся на въездах в села Арзгун и Майский. 

ЗАБЫТАЯ ДОРОГА

«К сведению, ГСД – это грузосборочная дорога, в ранешние времена являвшаяся основной транспортной артерией баргузинской долины, проходит по левому берегу реки Баргузин. Сейчас популярны только куски этой дороги по краям – от Усть-Баргузина до Баргузина и от Улюнхана до Мойгото. Остальная часть ГСД пришла в запущение, хотя асфальтового покрытия осталось еще довольно много. Запущение случилось по причине сгорания нескольких мостов через довольно солидные реки в середине долины, а также в связи с тем, что дорога по правой стороне долины более популярна – районный центр Баргузин и крупный поселок Курумкан находятся на правом берегу реки, как ни крути. 
(Выдержка из сайта http://promalp.baikal.ru/content/barguzinskaya-dolina-2орфография и пунктуация автора сохранены) 
«Мы, минуем по дороге райцентр Курумкан, и за деревней Сахули сворачиваем направо. Пересекаем по мосту реку Баргузин, проезжаем Мойготы и по неважной асфальтовой дороге ГСД доезжаем до песков Верхнего Куйтуна. Поражаемся невиданному ландшафту. Право слово, пустыня! Конечно, приходишь в восторг от вида неожиданного и удивительного соседства заснеженных островерхих высоких гор Баргузинского хребта и песчаных барханов в долине. 
А можно и крепко огорчиться. Усиливаются эрозионные и эоловы процессы, растет площадь пустыни в долине, учащаются пыльные бури и снос гумусового слоя с твердой уплотненной земли. Очень ранимая почва в наших суровых краях. 
В середине долины, в самом широком месте, где разветвляется река на множество рукавов, увеличиваются числом озерки и болотца на местах, где прежде были сенокосные угодья и бурятские усадьбы. В долине находятся места гнездования разных птиц. Мы как в зоопарке без вольеров: смотри, любуйся. Людей нет. За весь день попалась навстречу одна «Ока», выехавшая с дальней фермы». 
(Из фотоотчета Ольги Цисляк, http://nature.baikal.ru/phtext.shtml?id=1272орфография и пунктуация автора сохранены) 
Лет 5-7 назад пару раз мотался по центральной части долины, никак не мог понять – что это за асфальтовая дорога такая, проходящая через всю котловину. Думал, что-то военное, обозвал тогда “анизотропным шоссе”, так как местами она уходила в пески, упиралась в реки, просто исчезала, но потом снова появлялась, но, на многих участках, была прямая и уходила в горизонт. Не помню где, кажется, возле Аргады как раз, с полкилометра ехали практически в тоннеле из облепихи, ощущения интересные! 
(Дмитрий Вержуцкий http://nature.baikal.ru, орфография и пунктуация автора сохранены) 
В настоящее время развитие туризма в долине находится в начальной стадии. В ней пока не сложились развитые туристские центры и зоны туризма. Здесь нет пока комфортабельных гостиниц и туристических баз, нет туристических организаций, имеющих лицензию. Организацию туров по Баргузинской долине и Подлеморью лучше поручать туроператорам.